Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 630075, г. Новосибирск, ул. Народная, д. 3, оф. 119
  • +7 (383) 276-13-40
  • fed-sdv@yandex.ru

Статьи

Сергей НАКОНЕЧНЫЙ: «Я просто люблю хоккей»

16 Ноября 2016 04:11

Количество просмотров: 26

В этом сезоне в турнире младших юношей 2004 г.р. региона СДВ дебютировала команда из Владивостока – «Адмирал-2004» (тренер Сергей Наконечный). В группе «В» в Междуреченске «Адмирал-2004» одержал шесть побед во всех шести встречах, завоевал первое место и путёвку в группу «Б»
Сергей Анатольевич Наконечный (родился 6 ноября 1959 г.) – один из самых опытных тренеров ДЮСШ «Адмирал». О пути в хоккее и взглядах на тренировочный процесс мы поговорили с наставником юных владивостокцев.

ТРЕНИРОВАТЬ НАЧАЛ В ЗЛАТОУСТЕ
- Как вы попали в хоккей?
- Рос в Челябинске, как и все с детства любил хоккей и, естественно, самой большой мечтой было попасть в школу «Трактора». Но для моего поколения 1959 года рождения это было что-то нереальное, конкурс доходил до 100 человек на место! И тем более я жил в другом районе, поэтому заиграл в команде сельхоз вуза – у него был хороший стадиончик в парковой зоне. Зимой играли в хоккей, летом – в футбол с теми же ребятами. Но из-за травмы не получилось стать профессионалом.
И когда закончил челябинский институт на кафедре «двигатели летательных аппаратов», по комсомольской линии дали задание тренировать детей. По распределению поехал в Златоуст Челябинской области. Работал не только тренером: заливал лед, точил коньки. И в этом маленьком городке пошли первые успехи. Мой набор 1984 года рождения стал единственным случаем, когда команда без дворца играла в первенстве России в группе сильнейших, а один игрок попал на драфт НХЛ. И пять человек сейчас работают детскими тренерами, постоянно звонят, консультируются. Была такая команда, которая любила хоккей.
Когда мы этой командой стали обыгрывать все остальные команды в Челябинской области, кроме «Трактора», меня позвали в «Мечел». Там собрался очень сильный тренерский состав, было интересно работать и учиться дальше. Потом меня позвали «поднимать» школу в Тюмени, где за короткое время удалось создать хоккейный бум.

ЧЕТЫРЕ КРУГА ПО ЛЬДУ С МЫЛЬНИЦЕЙ В РУКАХ
- У каких тренеров учились?
- Все, что я знаю, умею – это все от тех людей, которых я встретил на пути. Петр Васильевич Дубровин, заслуженный тренер СССР, он из плеяды Чернышева, Тарасова. Нас в шутку называл «ленивыми». Например, мы обсуждали различные упражнения: «посадка». «Вот у меня дети с мыльницей в руке четыре круга катались в посадке, чтобы не расплескать. И все садились! Проявляйте смекалку, думать не хотите!», - делился он.
И еще один наставник – Владимир Владимирович Юрзинов. Познакомились на его семинарах, когда он заметил, что постоянно стараюсь к нему попасть. И когда Юрзинов приезжал в Тюмень с мастер-классами, у нас завязалось плотное знакомство. Очень многое испытал на практике из его видения хоккея. Критерий хорошего тренера один – надо учиться постоянно, не стесняться учиться. И использовать увиденный опыт. Это главный момент.

- С детьми какого возраста вам хотелось бы поработать?
- Меня радуют карапузы, совсем маленькие: они еще говорить слова не умеют, но уже катаются. Но у меня еще с «Мечела» так повелось, что везде приглашали, чтобы «поднять» школу. Это значит работать с ребятами 11-12 лет и до выпуска. Хотя всегда было желание начать «с нуля». Но надо отдать должное – работа со старшими более творческая. И грех мне сейчас, когда накоплен такой опыт, идти работать с совсем маленькими.
Им помогаю, но есть много задумок, которые хотелось бы реализовать со своей командой 2004 года, чтобы их довести до МХЛ. И будет просто здорово, когда во Владивостоке будет команда МХЛ, направленная именно на своих воспитанников. Считаю, что из детей 2004-2005 годов можно ее сделать. Не всех, но костяк сохранить. Им осталось-то всего четыре года.

6 ЛЕТ – ОПТИМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ СТАРТА В ХОККЕЕ
- Вопрос, который волнует всех родителей: через какое время можно понять, будет ли из ребенка толк?
- Считаю, что правильнее об этом говорить уже после двух лет занятий. Приведу пример из своей жизни. Мои маленькие дочки занимались фигурным катанием. Мне было удобно, потому что на соседнем катке тренировались, пока я работал.
А потом спросил тренеров, и они сказали, что девочкам катание не нравится. И одну отдал в легкую атлетику, другую в плавание – до сих пор плавает как акула. Зачем мучить ребенка? Сейчас у нас правильный подход: набрали много детей, потом их надо посмотреть и через пару лет оставить тех, кто горит хоккеем. Пока маленькие, им будет проще переключиться, чтобы потом не было большого разочарования.

- А возраст, в котором стоит приводить в хоккей?
- Я пережил эти этапы: когда модно было набирать с 7 лет, потом стали набирать с 6 лет. Ну, может в современном мире, это возможно. Но сейчас набирают с пяти лет! Считаю, в занятиях с ними маловато эффекта. Тратится много сил родителей, тренера, детей в сумме, а прирост мастерства не оправдывает эти вложения. А вот в шесть лет уже лучше. И обязательно нужны детям развивающие тренировки в зале, тогда они и на льду будут быстрее расти. Акробатика, координация, бегать, прыгать, кувыркаться. Все в виде игры. Чтобы они разносторонне развивались, быстроту не только на отрезках нужно тренировать. Она из таких игр появляется.

В ШКОЛЕ «АДМИРАЛА» РОСКОШНЫЕ УСЛОВИЯ
- И отдам должное ДЮСШ «Адмирал», - продолжает Наконечный. – В нашей школе для этого все есть: координационные лесенки, батуты, залы. Этим условиям позавидуют многие команды КХЛ, может быть лучше только в Омске, Казани, Магнитогорске. Здесь великолепные условия! Такие шикарные залы, и люди более адекватные. Даже дети ни разу не матерились. За весь год ни одного матерного слова не слышал! Даже, когда что-то не получается.
- Отличаются чем-то современные дети и те, которых вы начинали тренировать?
- Вы и сами знаете ответ на этот вопрос. Могу сказать, что дети стали более капризны, изнежены. Больше влияния оказывают родители. Но, кстати, книги нынешнее поколение все еще читает.

ОДНОЙ РАБОТОЙ ХОККЕИСТ НЕ ПОЛУЧИТСЯ
- На ваш взгляд, на сколько процентов из таланта и работы должен состоять успешный игрок?
- Не скажу за проценты. Но знаю точно, без задатков, одной работой хоккеист не получится. Тем более сейчас, когда детей в спорте мало. Иногда посмотришь – что-то может получиться из ребенка, но родители не могут возить его на тренировки…
- Расскажите, как вы попали в ДЮСШ «Адмирал»?
- Меня во Владивосток полтора года назад позвал «Адмирал», оплатили билеты. Но сразу не получилось начать работать в школе. Впрочем, я надеялся, что все изменится, и у клуба КХЛ будет своя школа. И когда это случилось, предложил детям, которых тренировал в «Полюсе», перейти вместе со мной. Почти все согласились.

С АРЕНЫ УХОЖУ ПОСЛЕДНИМ И НИКОГДА НЕ ОБМАНЫВАЮ
- В нашей школе практически нет местных тренеров…
- Не надо бояться приглашать тренеров из других регионов. Если тренеры профессиональные люди, они помогут в становлении. Если нет в той же Тюмени или Владивостоке местных тренеров и игроков, то откуда они сами возьмутся? Для поднятия хоккея нужны условия и квалифицированные тренера. Сейчас все это в «Адмирале» есть.
- В ходе беседы вы не раз говорили, что любите хоккей. А как удается передать эту любовь своим ученикам?
- С теми командами, с которыми я работал, это получалось само собой. Я им говорю: ребята, хотите чему-то научиться, давайте работать! И работать в команде. Мои требования простые, дети видят, что и я их выполняю: никогда не обманываю, не опаздываю на тренировки, ухожу последним. И никаких специальных задач воспитать у них то или это не было. В итоге собирается такой коллектив, что лишние люди сами отсеиваются: уходят в другие команды, заканчивают, еще что-то. Что-то существует такое, что нас связывает. Как сейчас модно говорить, «химия».

Пресс-служба ХК «Адмирал»